Готовые решения для бизнеса!
Ресторанные ведомости
Restoranoff
Expo

Топ-7 трендов во франчайзинге в сегменте общественного питания

Тренды

photo_soiak.jpgСемь главных трендов франчайзинга в сегменте общественного питания, по версии Екатерины Сойак, генерального директора компании EMTG, организатора выставки франшиз BUYBRAND Expo.

Подробнее об авторе

1. Рост доли сетей

Главный тренд, который хотелось бы отметить, — это увеличение количества сетей, которые выбрали франчайзинг как стратегию своего развития. По данным РБК.research, на май 2016 года в России 8336 из 15 956 сетевых ресторанов, кафе и баров работают по франшизе. А это, во-первых, уже больше половины (52,2%), а во-вторых, это на 4,2% больше, чем год назад. Для нас как для организаторов крупнейшей выставки франшиз в России и странах СНГ этот тренд более чем очевиден — из всех представленных концепций на нашей выставке больше всего франшиз именно из сегмента общепита, и их число, как и интерес к ним со стороны посетителей, растет с каждым годом.

 

2. Фастфуд и кофейни

Наиболее востребованными остаются франшизы в сегменте фастфуда, а также в сегменте кофеен небольшого формата, в том числе формата to go, что неудивительно: только эти два сегмента показали прирост трафика в I квартале 2016 года — на 4% и 3%, соответственно (по данным NPD Group). Уже произошло и продолжает происходить перераспределение клиентских потоков — люди по-прежнему питаются вне дома, особенно в больших городах, но вместо полноценных ресторанов (даже средней ценовой категории) теперь выбирают заведения фастфуда и недорогие кофейни, где средний чек существенно ниже. Отмечу также возрастающую популярность такого формата, как суши-магазины — доля сетей, развивающихся по франчайзингу, выросла в этом сегменте с 19% до 46% всего за год (по данным РБК.research).



3. Ставка на регионы

Франчайзинговые сети все больше заинтересованы в региональном развитии. Практически все известные бренды (Burger King, «IL Патио», «Шикари», «Шоколадница», Coffeeshop Company, Domino’s Pizza, KFC) и многие другие берут курс именно на увеличение присутствия в регионах. Та же тенденция наблюдается и в развитии более молодых, но активно развивающихся брендов («Суши Шоп», «Воккер», «Додо Пицца» и другие). Например «Росинтер» собирается удвоить количество региональных ресторанов «IL Патио» и «Шикари» к 2020 году, а KFC анонсировала планы открыть 550 ресторанов в России к 2017 году (70% из них будут франчайзинговыми). Burger King Russia еще 3 года назад заявляла об активной экспансии в регионы и намерении открыть несколько сотен точек за 20 лет — и эти планы пока сбываются.

 

4. Импортозамещение

 В нашей стране осталось мало предпринимателей, желающих вкладывать деньги во франшизу, «завязанную» на импортные ингредиенты, — как показала практика последних двух лет, это слишком рискованно. Поэтому даже те европейские и американские франчайзеры, которые раньше не всегда шли на уступки в вопросах увеличения доли местных поставщиков, теперь, напротив, «рапортуют» о сотрудничестве с ними, делая это одним из ключевых преимуществ своей концепции. В выигрыше оказались все: и франчайзи, маржа которых возросла (ведь себестоимость меню упала), и местные производители, у которых появились постоянные каналы сбыта, да и сами франчайзеры.

 

5. Небольшие инвестиции

Этот тренд мы отмечали и в прошлом году, и он по-прежнему имеет место быть. Экономическая ситуация в России все еще нестабильна, а в условиях повышенной волотильности вкладывать слишком большие деньги в проект, пусть даже весьма надежный, рискнет не каждый. Так что по-прежнему востребованными остаются франшизы с небольшими инвестициями на старте (от 1 до 5 миллионов).

 

6. Повторные открытия

Что касается концепций, требующих больших вложений, то тут на первый план выходят уже действующие франчайзи, которые, поработав с франчайзером и убедившись в его надежности (даже в кризисные периоды), решаются на повторные открытия в своем городе или в соседнем регионе. У той же «Шоколадницы», например, есть партнеры в Белгороде, у которых уже работают три кофейни, и до конца 2017 года они планируют открыть еще три. Такой вот стопроцентный прирост сети в кризис.



7. Экспансия в СНГ

Все больше франчайзеров готовы осваивать рынки СНГ, причем если раньше «освоение» шло в основном по трем направлениям — Украина, Казахстан, Белоруссия, то теперь наблюдается все возрастающий интерес к Грузии, Армении, Таджикистану, Азербайджану. Зимой этого года McDonald’s продал франшизу в Казахстан. Год назад франшиза Dunkin’Donuts была продана в Грузию. Примерно в этот же период сеть «Баскин Роббинс» впервые пришла в Белоруссию и Туркменистан, еще раньше — в Армению, а в начале августа 2016 года открылось первое кафе под этим брендом в Киргизии, в планах — расширение сети в Грузии и Таджикистане. «Додо Пицца» не так давно зашла на рынки Киргизии, Узбекистана, Казахстана, Эстонии и Литвы. Буквально вчера «Шоколадница» продала мастер-франшизу в Таджикистан.

 

Примеров множество, все не перечислишь. Замечу, что этот тренд представляется мне настолько перспективным, что мы у себя в компании сейчас готовим специальный проект, нацеленный именно на развитие франчайзинга в странах СНГ. Думаю, что совсем скоро я смогу поделиться подробностями этого проекта.

 


На главную